Золотой фонд "Астана су арнасы"
Золотой фонд "Астана су арнасы"
Предприятие успешно, когда не прерывается связь времен, в коллективе уважают ветеранов и помогают молодым специалистам.
В ГКП "Астана су арнасы" кадры холят и лелеют, стимулируют, поощряют. А бодрые пенсионеры с тоской думают о том, как привыкать отдыхать и с удовольствием рассказывают, как все начиналось.
Я благодарен судьбе
|
Владимир Николаевич Самодуров, водитель, слесарь, служба энергетики, стаж работы в АСА 39 лет. |
Все началось случайно. Я, молодой парень из Алтайского края, приехал просто посмотреть на Целиноград. Город понравился, и я решил остаться. Пошёл устраиваться на работу, иду по улице, вижу – ворота открыты, машины стоят, написано "Горводоканал". Зашёл спросить, да так и остался. Работы я не боялся, в технике разбирался. Отец – тракторист, научил всему что знал, вот и пригодилось. Стал, я возить аварийную бригаду и слесарем работал. Свой ГАЗ-3307 и другие машины знал, ремонтировал сам, надо чтобы всегда на ходу была, а то мало ли – вдруг вызов. Аварии-то случаются в любое время – ночью и днём, в будни и в праздники.
Нравилось когда посылали на повышение квалификации – и интересно, и классность поднималась, да и четверых детей кормить надо. Иногда в семье поднимали вопрос о переходе на другую работу, но я и слышать не хотел. Коллектив хороший, работа нравилась. Потом квартиру получил: сначала в 1986 году и на расширение – в 1991-м. В перестройку нам опять хорошо: клиентов много, на бартер разные товары были.
За всё время работы каких только аварий не устраняли. Как-то на седьмой насосной пришлось ночью задвижку менять. Целый район города без воды мог остаться. Работа была сложная, но торопились и к утру успели всё сделать. Да не особо запоминали, что когда делали, просто делали свою работу и всё. Благодарен я судьбе за такой жизненный путь, повезло мне.
В последнее время работа стала приятнее – появилось новое оборудование. Насосы стали мощнее, но менее громоздкие, обслуживать легче гораздо. При хорошей профилактике аварий стало намного меньше. Даже не хочется на пенсию уходить, трудно будет отвыкнуть от беспокойной работы. Придётся теперь учиться отдыхать.
Технический склад ума
|
Гаухар Рахимбековна Шалгынбаева, диспетчер в Центральной диспетчерской службе, стаж работы в АСА 40 лет |
В 1978 году после школы приехала я из Жаксынского района поступать в институт, выбрала Инженерно-строительный, факультет ТГВ. Но на дневное обучение не поступила, пошла на вечернее. Иду по городу, ищу квартиру, думаю, где работать, и тут вижу скромный щиток, на котором написано, что в трест "Горводоканал" требуются рабочие.
Мы с подружками пошли, с трудом преодолели бескрайнюю грязь возле входа. Устроилась я тогда посудомойщицей на очистные. Потом стала лаборантом, а по окончании института перешла в трест мастером на участок по насосным станциям. Сначала подменяла несколько раз диспетчера, а потом перешла на постоянную работу.
Тогда было всё вместе – и водопровод, и канализация. Мне надо было отвечать на звонки от населения и передавать распоряжения начальства. Работала с начальниками участков, которым передавала информацию об авариях, отключениях, выставляла ремонтные бригады. Надо очень хорошо ориентироваться в городе, знать расположение домов, улиц, районы, какую бригаду отправить на место аварии. К диспетчеру стекалась информация по всему тресту, которую надо было обработать и подать утром на стол руководству.
Я дежурила в ночь прилёта Михаила Горбачёва в Астану, координировала доставку питьевой воды в аэропорт. Тогда опечатанную водовозку сопровождал лично глава городской СЭС, первый секретарь Целиноградского обкома Николай Ефимович Морозов звонил, спрашивал про обстановку. Да вообще, в бытность Целинограда руководство города диспетчеров главных служб знало по именам. Быть диспетчером – надо иметь особый склад характера, хорошую техническую подготовку с практическим опытом. Тогда решения принимаются быстро и правильно. Но и этого мало, нужно ещё что-то, искра какая-то. В моем родном "Астана су арнасы" к людям традиционно особое отношение. Здесь ценят профессионалов, поэтому легко работается, люди трудятся десятками лет.
Безопасность как ключ к жизни
|
Боранбай Тлеубаевич Мурзабаев, машинист, канализационные очистные сооружения, стаж работы в АСА 36 лет |
После школы, Техникума транспортного строительства начал работать сантехником в тресте "Казахсантехмонтаж". Проработал я там в мастерских 7 лет и решил перейти на НФС, а затем оказался на очистных. Тогда это было небольшое предприятие – человек 40 работающих, но зато у нас имелось производство и улавливание метана. На то время подобное оборудование было лишь в Киеве, и к нам ехали со всего Союза за опытом.
Работал я в котельной. Это был участок повышенной опасности, где требовались аккуратность и внимание. Нас постоянно гонял наш наставник Семёнов Евгений Васильевич, доводил до автоматизма наши действия. Его уроки не раз спасали меня, а как-то раз я спас и его. Как-то раз воспламенился газгольдер, взлетел на воздух и полетел на нас. Как я среагировал и успел оттащить от опасного места Евгения Васильевича, не знаю. Чудом спаслись.
Потом в 90-е производство метана свернули, да и вообще всё вокруг затрещало по швам. Выжили благодаря сплочённости коллектива. И там на очистных особое место – озеро, рыбалка. У нас говорят, кто попадает к нам на Башан, то или дальше наверх идут, или там остаются. Тем сегодня после реконструкции стало легче работать, оборудование серьёзное. Может, зарплаты у нас не самые большие в городе, но к людям у нас хорошее отношение. Хорошая столовая, спортзал, развозки, проходят дни предприятия, награждают лучших.
Приятно, когда устранишь аварию
|
Владимир Николаевич Игишев, экскаваторщик, служба главного механика стаж работы в АСА 31 год |
Я приехал в Целиноград из города Ишим Тюменской области. Имел специальность тракториста, поэтому подучился немного и пошёл на экскаваторщика в трест "Тяжстрой". Начинал с маленьких тракторов "Беларусь" с ковшом, но очень хотел осваивать новую технику, расти. И в "Астана су арнасы" пришёл сразу на большой экскаватор "Киевский-4321" с ковшом на 0,8 кубометра. Здесь что нравилось – к технике серьёзно относятся.
Это ж аварийная служба. Нельзя людей без воды оставить. Нас могут поднять в любое время дня и ночи. Но когда устранишь аварию, то приятно видеть результаты труда. Да и начальство ценит, знает, кто с чем справится. У нас коллектив сейчас хороший подобрался, все хорошо работают, а я просто дольше остальных, опыта больше. Поэтому работаю на ответственных объектах.
Чтоб хорошо работать, надо любить свою профессию, уважать свой труд. В нашем деле тоже талант нужен. Не все могут обкопать любую трубу так, что лопатами нечего подправлять. Всякие фокусы, как спичечные коробки ковшом закрывать, это баловство. На работе надо мастерство показывать. Трубы вот из стекловолокна следует аккуратно обкапывать, они хрупкие, можно повредить.
Когда в 90-е и потом стали открываться разные предприятия, меня переманивали туда, зарплаты большие обещали. Но я не хотел, привык в "Горводоканале" – стабильная организация. Сын мой тоже здесь работал, но потом несчастный случай всё перевернул. Я дома отдыхаю, но спокойнее работы не хочу, не смогу уже спокойно, 39 лет работаю экскаваторщиком. За свой труд имею четыре награды от "Астана су арнасы".
Энергетика как сердце
|
главный энергетик, НФС, стаж работы в АСА 42 года |
После окончания электрофака в ЦСХИ поработал на чугунолитейном заводе, но хотелось интересной работы. Предложили пойти на НФС энергетиком. С 1976 года начал работать. Пришел на НФС, всё интересно было, автоматика везде: фильтры в автоматическом режиме промывались, насосы в автоматическом режиме качали. Пока всё изучил, приработался, тут перестройка, 90-е, зарплату давали товарами, продуктами, но у нас как-то лучше было, чем на других промышленных объектах. И коллектив был особый: нехорошие люди не приживались, их выдавливало.
Потом построили новую фильтровальную станцию на 100 тысяч кубометров в сутки по японскому проекту. А вот в прошлом году закончили реконструкцию старой станции. Всё полностью поменяли: сети, водопроводы, кабели, насосные агрегаты, масляные выключатели заменили на вакуумные. Новые насосы с частотными преобразователями стали более экономичными и более мощными.
При реконструкции были случаи опасные, но мы смогли быстро среагировать. Турецкие строители водоносную сеть повредили, открыли воду, но не закрыли задвижку. Вода моментально хлынула в насосную, её могло затопить за 5 минут. Мы сразу поняли, в чём дело, где проблема. Слесари наши нырнули в колодец, закрыли там задвижку, потом откачали воду. Конечно, всякое было за 40 лет. Достаточно небольшой ошибки, чтоб оставить город без воды. Но спасал профессионализм наших работников и моя интуиция.
За это в АСА людей поощряют. Есть доска почёта, которая обновляется раз в год, дают грамоты, корпоративные знаки отличия, меня награждали, присвоили звание – "Почётный работник АСА", таких за всё время работы предприятия всего человек 50. На пенсию уйти не могу – передаю опыт преемнику. Вот запустим цех мокрого осадка, который даст огромную экономию воды, тогда посмотрим. Буду к даче готовиться.