Как работает важнейшая система жизнеобеспечения Астаны
Как работает важнейшая система жизнеобеспечения Астаны
Правый берег столицы. В глубине здания "Астана Су Арнасы" за множеством коридоров и лестниц есть особое помещение – стратегический объект.
Он скрыт за железной дверью со специальным механизмом открывания. Посторонним туда вход запрещён, за этим следят несколько камер видеонаблюдения, обзор которых доступен лишь единицам.
Несмотря на то, что объект серьёзно охраняется, на входной двери здесь висит добрая картинка Деда Мороза с подарком в руках и надписью "Ho-ho-ho". Потому что люди, работающие здесь, так же как и все казахстанцы, ждут праздника, но встретить Новый, 2019 год им придётся на службе.
Фото informburo.kz
Корреспондент informburo.kz заглянул в закулисье и разобрался, как работает одна из важнейших систем жизнеобеспечения столицы.
Фото informburo.kz
В центральной диспетчерской инженерных сетей Астаны в круглосуточном режиме трудится пара десятков человек: они всё время следят за водоснабжением миллионного города. В советское время местоположение подобных объектов было засекречено. Так и сейчас, часть работы этого отдела находится под защитой закона РК "О государственных секретах".
В двух небольших кабинетах каждый уголок украшен символикой грядущего года. Здесь и снеговик из пластиковых стаканчиков, и самый главный атрибут – новогодняя ёлка, обвешанная разноцветными игрушками и гирляндами.
Фото informburo.kz
По центру расположен длинный стол, а на стене шесть больших мониторов, где выведена карта города, графики и прочая информация. За столом сидит оператор. К нему поступают заявки о прорывах, открытых колодцах и прочих авариях. Рядом с ним расположился диспетчер. Он координирует и контролирует работу бригад.
Фото informburo.kz
Старшему инженеру ГКП "Астана Су Арнасы" Индире Рахимжановой 30 лет. Она имеет диплом КазНИТУ имени Сатпаева. По её словам, небольшая по штату служба отвечает за водоснабжение в каждом доме столицы.
Старший инженер ГКП "Астана Су Арнасы" Индира Рахимжанова справа / Фото informburo.kz
"Мы следим за всем – какая вода подаётся в город, кому и в каком объёме она доходит, какое давление, канализация, её уровень и так далее. У нас есть три станции подъёма. Первая – Вячеславское водохранилище, вторая – насосно-фильтровальная станция, и третья - водонапорная станция, которая находится у каждого дома. И все эти процессы мы контролируем. С момента подачи воды в город", – говорит она.
Вода в "Астана Су Арнасы" поступает со скоростью 38 метров водяного столба. Далее она распределяется по районам с учётом топографических отметок, диаметра труб и множества других факторов.
Фото informburo.kz
"Вечером забор воды повышается, а давление падает. И в этот момент увеличивается нагрузка на гидравлический режим города. Поэтому нам приходится ежедневно работать над стабильностью подачи воды в каждом районе столицы. Также мы отрабатываем поступающие к нам заявки и жалобы: уточняем местоположение и характер неполадки, отправляем бригады на обследования. Работа достаточно тяжёлая. Недавно в Астане были сильные морозы, но мы в круглосуточном режиме выезжали по заявкам, работали на улице, обмораживали руки, но выполняли свои обязанности", – отмечает Индира Рахимжанова.
Фото informburo.kz
Работа диспетчерской службы автоматизирована, но без людей, по словам главного инженера, здесь всё остановится. К примеру, если где-то открыт колодец, то к специалисту поступает не одна, а несколько обращений. И задача оператора заключается в том, чтобы в очень короткие сроки обработать все заявки и выяснить категорию опасности, точный адрес поломки и передать всю информацию диспетчеру. Он же в свою очередь координирует работу обследовательной бригады, на автомобиле которой установлен GPRS.
"Главное для нас – оперативность. Мы первые, кто выезжает на место аварии. И если это небольшой порыв, то эта проблема решается моментально. Но если авария серьёзная, то вызывается строительная бригада, которая и занимается ремонтом", – поделилась главный инженер.
Диспетчер по водоотведению Батеш Турсумбекова / Фото informburo.kz
Рахимжанова отмечает, что если ранее на исполнение заявки об открытом колодце по временным нормативам давалось три часа, то сейчас всего лишь 60 минут. При этом на место выезжает две бригады: канализационная и водопроводная. Каждая из них возит с собой люки и все необходимые инструменты для ремонта.
Отдельной и серьёзной проблемой в работе службы являются ложные вызовы. На них тратится очень много времени, так как бригаде необходимо исследовать все колодцы в районе, чтобы убедиться в ошибке заявителя и передать информацию диспетчеру.
Диспетчер по водоснабжению Алия Шарипова / Фото informburo.kz
"Сейчас работать стало немного легче. Раньше все потребители обращались на прямую к оператору. И зачастую приходилось сталкиваться с грубыми, а порой агрессивными людьми, которые могли оскорбить и обругать. Сейчас же все заявки поступают в iKomek, а после обработки к нам. благодаря этому работать стало намного спокойнее. Оператор обрабатывает заявку, прикладывает фотографии, что проблема устранена и отчитывается. То есть теперь каждый занят своей работой, благодаря чему всё делается намного оперативнее и качественнее", – подчеркнула она.
Фото informburo.kz
Новый год на работе отмечают четыре человека: операторы и диспетчеры по водоснабжению и канализации. Также дежурят две бригады по пять человек и мастер, который контролирует их работу. О том, какая атмосфера царит в этот период рассказывает оператор Каламкас Жилкибаева. В этой службе она работает уже больше 10 лет.
Оператор по водоснабжению Каламкас Жилкибаева / Фото informburo.kz
"Я уже несколько раз попадала в ночную смену на Новый год. Один раз почти в полночь пришлось отправлять бригаду по заявке. Ребята тогда сказали: "Могла хотя бы не в 12 ночи посылать на выезд, хотели посмотреть поздравление Президента". Но ничего не поделаешь. Смеемся, конечно, но едем. Работа – прежде всего. Один раз ребята выехали на открытый колодец. Выполнив всю работу, слепили на крышке снеговика и отправили нам, как отчет о выполненной работе, как поздравительную открытку. В общем, весело у нас. Есть свои маленькие радости", – завершила Каламкас Жилкибаева.
Фото informburo.kz
Согласно правилам, дежурные не могут отлучаться от места работы больше чем на пять минут, поэтому праздничный стол накрывается прямо в оперативном центре. Для этого созданы все условия: в помещении есть кухня, оборудованная всем необходимым.
"В полночь поздравляем друг друга, своих ребят из бригад, которые также как и мы дежурят. Для меня самый лучший Новый год – это когда дежурство проходит спокойно, нет никаких крупных аварий, только небольшие утечки. Когда жители довольны и никто не звонит, и от этого становиться радостно на душе. Бывало, что где-то прорыв, и всю ночь к нам поступали заявки, и с одной стороны поздравляли, а с другой – ругали. Всякое бывало", – добавила оператор.
Фото informburo.kz
При всей важности своей работы, люди здесь улыбчивы и приветливы. Они как и все готовятся к празднику, но самым главным для "Астана Су арнасы" является атмосфера. Идеальный Новый год, по словам служащих, это когда в ночь с 31 декабря на 1 января в городе нет проблем с водоснабжением, когда каждый житель столицы не испытывает дискомфорта из-за отсутствия источника жизни – воды.
https://informburo.kz/stati/kak-rabotaet-vazhneyshaya-sistema-zhizneobespecheniya-astany.html