Правовая информация

Постановление акимата города Астана от 30 апреля 2015 года № 115-638
Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг в городе Астана

В соответствии с законами Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года «О жилищных отношениях», от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 12 декабря 2014 года № 143-р «О мерах по реализации Закона Республики Казахстан от 29 сентября 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления», акимат города Астана  ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления коммунальных услуг в городе Астана.

2. Государственному учреждению «Управление энергетики города Астана» произвести государственную регистрацию настоящего постановления в органах юстиции с последующим опубликованием в официальных и периодических печатных изданиях, а также на интернет-ресурсе, определяемом Правительством Республики Казахстан, и на интернет-ресурсе акимата города Астана.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя акима города Астана Айтмухаметова К.К.

4. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

 

 

Аким

 А. Джаксыбеков

 

Утверждены

постановлением акимата

города  Астана

от 30 апреля 2015 года № 115-638

 

 

Правила
предоставления коммунальных услуг в городе Астана

1. Общие положения

1. Настоящие Правила предоставления коммунальных услуг в городе Астана (далее - Правила) разработаны в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан и устанавливают порядок, условия предоставления и оплаты коммунальных услуг в городе Астана.

2. В Правилах используются следующие определения:

коммунальные услуги - услуги, предоставляемые в сфере электро-, тепло- и водоснабжения, канализования (далее - энергоснабжение), услуги по удалению мусора и обслуживанию лифтами, в том числе домофонных систем, систем видеонаблюдения и телекоммуникации, предоставляемые гражданам в квартирах, индивидуальных жилых домах, а также для нужд приусадебных участков, гаражей, потребителям, занимающимся индивидуальным предпринимательством по месту жительства, и объектам кондоминиума;

услугодатель - физическое или юридическое лицо, занимающееся электро-, тепло- и водоснабжением, канализованием (далее - энергоснабжающая организация), а также предоставляющее (оказывающее) услуги по удалению мусора и обслуживанию лифтами, оказание услуг для поставщиков и доставка электрической и тепловой энергии для объектов кондоминиума;

потребитель - гражданин или объект кондоминиума, пользующийся коммунальной услугой;

режим предоставления услуги - система обязательных норм, установленных для каждого типа услуги;

энергоснабжение - доставка и продажа потребителям электрической энергии, тепловой энергии, воды (далее - энергия);

энергоснабжающая организация - юридическое лицо, осуществляющее доставку (самостоятельно или по договору с энергопередающей организацией) и продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии, тепловой энергии, воды;

энергопередаюшая организация - организация, осуществляющая передачу и (или) распределение энергии;

энергия - электрическая и тепловая энергия, вода;

единый расчетный центр (далее - ЕРЦ) - единый оператор в городе Астана по обслуживанию потребителей и выставлению единого платежного документа на бумажном носителе;

единый платежный документ (далее - ЕПД) - единый счет на оплату коммунальных и жилищно-эксплуатационных услуг, выставляемый оператором и ЕРЦ по договору с услугодателем;

личный кабинет - электронный информационный сервис, включающий в себя спектр услуг: авторизацию плательщика услуг, осуществление транзакции, контроль лицевого счета, электронный архив платежей, управление лицевым счетом;

услуги по взысканию дебиторской задолженности за коммунальные услуги - деятельность ЕРЦ или услугодателя, направленная на повышение платежной дисциплины потребителей коммунальных и иных услуг;

персональные данные - сведения, относящиеся к определенному или определяемому на их основании субъекту персональных данных, зафиксированные на электронном, бумажном и (или) ином материальном носителе;

оператор - единый оператор в городе Астана по организации оплаты коммунальных и жилищно-эксплуатационных услуг и выставлению ЕПД в электронном формате.

3. Вопросы, связанные с энергоснабжением и предоставлением услуг по удалению мусора и обслуживанию лифтами потребителей, не освещенные в Правилах, регулируются действующим законодательством Республики Казахстан в области жилищных отношений.

4. Вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг по газоснабжению, регулируются отдельными нормативными правовыми актами.

5. Вопросы, связанные с взаимодействием услугодателя и ЕРЦ, регулируются соответствующими договорами между ними.

 

 

2. Порядок и условия предоставления коммунальных услуг

 

6. Предоставление коммунальных услуг производится на основании индивидуального договора между услугодателем и потребителем (далее - договор).

Потребители имеют право делегировать в установленном законодательством Республики Казахстан порядке свои права по заключению договоров кооперативу собственников квартир (далее - КСК) либо иному физическому или юридическому лицу.

Договор не может противоречить Правилам, а его содержание должно при необходимости согласовываться с территориальным антимонопольным органом.

Договор считается заключенным на неопределенный срок (если иное не предусмотрено соглашением сторон) и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным в пунктах 40 и 43 Правил.

7. Потребительские свойства и режим предоставления услуг должны соответствовать требованиям, установленным нормативно-технической документацией по:

1) теплоснабжению - санитарным нормам, определяющим температуру воздуха в жилых помещениях - круглосуточно в течение отопительного сезона;

2) электроснабжению - параметрам электрической энергии по действующему стандарту - круглосуточно в течение года;

3) холодному и горячему водоснабжению - гигиеническим требованиям по составу, свойствам и температуре нагрева подаваемой воды, а также расчетного расхода воды в точке разбора - круглосуточно в течение года;

4) канализовании - обеспечению полного отведения сточных вод - круглосуточно в течение года;

5) обслуживанию лифтами - безопасному пользованию лифтами - круглосуточно в течение года или на основании договора;

6) удалению мусора - полному удалению мусора, отвечающему санитарно-эпидеологическим требованиям.

8. Режим предоставления коммунальных услуг и гарантийный уровень потребления с учетом мощности, состава и износа основных фондов коммунального назначения, климатических и других местных условий устанавливается договором.

9. Возможные отклонения от режима предоставления коммунальных услуг в обязательном порядке должны быть предусмотрены в договоре.

 

 

3. Ответственность лиц, участвующих в процессе пользования и предоставления коммунальных услуг

 

10. Содержание в надлежащем техническом состоянии и обеспечение безопасности общедомовых энергосетей, а также приборов учета является обязанностью энергоснабжающей организации и осуществляется на основе отдельного договора с КСК или другим уполномоченным лицом потребителя либо потребителем.

Энергоснабжающая организация может производить обслуживание самостоятельно (при наличии соответствующего разрешения) и (или) по договору с энергопередающей или другой специализированной организацией, имеющей лицензию (разрешение) на такой вид деятельности. Привлечение специализированных организаций производится на тендерной основе.

Ответственность за техническое состояние и эксплуатацию трубопроводов, электропроводки, электрического оборудования в квартирах, индивидуальных домах, приусадебных участках, гаражах и т.п., а также за технику безопасности при пользовании энергией возлагается на потребителя.

11. Расчетные приборы учета приобретаются и устанавливаются энергопередающей организацией.

Финансирование установки приборов учета производится за счет собственных или заемных средств энергопередающей организации.

Потребитель возмещает энергопередающей организации расходы за приобретенный и установленный прибор учета через тариф на энергию по договору на энергоснабжение.

12. Потребитель вправе самостоятельно приобретать индивидуальные приборы учета. Для таких потребителей возмещение расходов энергопередающей организации через тариф производится только за установку приборов учета согласно договору.

13. Приборы учета могут устанавливаться на лестничных клетках, в коридорах и в отдельных квартирах.

14. Проход к приборам учета должен быть свободным.

15. Потребитель несет ответственность за сохранность и целостность прибора учета, установленного в его квартире или индивидуальном доме. При установке приборов учета (владельцев квартир) на лестничных клетках ответственность за их сохранность и целостность несет КСК, в ведении которого находится дом.

16. В случае хищения или поломки неустановленными лицами приборов учета (владельцев квартиры), смонтированных на лестничных клетках, потребитель или КСК согласно индивидуальному договору, в ведении которого находится дом, обязан в месячный срок их восстановить, если иное не предусмотрено соглашением сторон. До момента восстановления прибора учета потребитель (владелец квартиры) вправе потребовать подключить его к энергосети. Плата за данное временное подключение не взимается.

17. Граница раздела эксплуатационной ответственности сторон определяется для соответствующего вида сетей следующим образом:

1) тепло - по разделительному фланцу последней задвижки узла управления;

2) горячее водоснабжение - по разделительному фланцу последней задвижки системы горячего водоснабжения;

3) холодное водоснабжение - по разделительному фланцу последней задвижки узла управления;

4) канализование - границей уличной канализационной сети является колодец в месте подключения потребителя, а границей дворовой канализации - колодец на подключении в сеть от здания;

5) электроэнергия - на наконечнике питающего кабеля на вводе в здании.

18. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору услугодатель или потребитель обязаны возместить причиненный этим реальный ущерб согласно пункту 4 статьи 9 Гражданского Кодекса Республики Казахстан.

19. Энергоснабжающая организация не несет материальной ответственности перед потребителем за снижение параметров энергоносителя и недоотпуск энергии, вызванные форс-мажорными обстоятельствами (стихийные явления, военные действия и т.п.).

20. Ответственность за конфиденциальность персональных данных о потребителях возлагается в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 мая 2013 года «О персональных данных и их защите» (далее - Закон).

 

 

4. Порядок оплаты коммунальных услуг

 

21. Оплата за коммунальные услуги, подлежащие регулированию в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, производится по тарифам, утверждаемым уполномоченным государственным органом в установленном порядке.

22. Оплата должна производиться потребителем не позднее 25 числа месяца, следующего после расчетного, либо по соглашению между потребителем и услугодателем в сроки, оговоренные в договоре.

23. В случае просрочки платежей потребитель выплачивает неустойку, определенную договором.

24. Если потребитель отключен в установленном порядке за неоплату использованной энергии, то подключение его производится после погашения долга. При неоднократном отключении (более одного раза) подключение его производится после погашения долга и внесения платы за подключение, тариф за данный вид коммунальных услуг согласовывается в установленном порядке с территориальным антимонопольным органом.

25. Расчеты за потребленные коммунальные услуги производятся по ЕПД либо счету, выписанному услугодателем.

26. Снятие показаний приборов учета осуществляет соответствующий работник услугодателя либо ЕРЦ, которые обязаны во время посещения жилища предъявлять служебное удостоверение.

27. По согласованию сторон допускается самообслуживание потребителей при снятии показаний приборов учета и заполнении платежных документов. Выписка и оплата платежного документа производится самим потребителем. Ошибки, допущенные потребителем при выписке и оплате платежных документов, учитываются энергоснабжающей организацией по мере их выявления в пределах срока исковой давности.

28. При временном нарушении учета не по вине поставщика расчет за электроэнергию производится по среднесуточному расходу предыдущего расчетного периода, если в договоре не предусмотрено меньшее количество электроэнергии.

Период расчета по среднесуточному расходу электроэнергии не должен превышать одного месяца, в течение которого расчетный учет должен быть восстановлен в полном объеме.

В случае, если расчетный учет невозможно восстановить в указанный срок порядок расчета отпущенной поставщику электроэнергии и сроки восстановления учета должны быть установлены по согласованию с поставщиком и энергоснабжающей организацией.

29. При обнаружении у потребителя изменения схемы включения прибора учета, его повреждения, срыва пломб, искусственного торможения диска и других нарушений или, если потребитель в целях хищения энергии оборудовал скрытую проводку либо установил приспособление, искажающее показания прибора учета, обнаружить которые представителю энергоснабжающей организации при предыдущих посещениях не представлялось возможным, потребителю энергоснабжающей организации в установленном порядке производится перерасчет за пользование энергией с момента проведения последней проверки, но не свыше срока исковой давности.

Перерасчет производится:

1) по мощности осветительных токоприемников и числу часов их использования;

2) при наличии у потребителя штепсельных розеток (независимо от их количества) - из расчета использования одной розетки мощностью 600 Вт 24 часа в сутки, а при обнаружении нагревательных приборов либо иного электрооборудования мощностью более 600 Вт - по фактической мощности находящегося в пользовании потребителя электрооборудования из расчета использования его 24 часа в сутки.

30. В случае временного выезда (одного или нескольких) проживающих в квартире лиц, при отсутствии приборов учета, плата за коммунальные услуги, рассчитываемая на одного человека, за время их отсутствия не взимается при условии подачи заявления и предоставления подтверждающего документа (справка лечебного учреждения, с места работы, санаторно-курортная путевка, справка о регистрации по месту временного проживания, квитанция об оплате за проживание в гостинице и т.д.).

Все изменения, приведшие к перерасчету оплаты, осуществляются с момента подачи заявления потребителем в энергоснабжающую организацию.

31. При временном отсутствии приборов учета, плата за коммунальные услуги, рассчитываемая на одного человека, взимается по количеству фактически проживающих.

32. КСК рассчитываются с энергоснабжающей организацией за энергию, расходуемую на общие домовые нужды, по приборам учета, установленным на границе эксплуатационной ответственности, по утвержденному в установленном порядке тарифу.

33. При установке приборов учета не на границе раздела эксплуатационной ответственности сторон, потери на участке сети от границы раздела до места установки приборов учета относятся на договорной основе владельцу, на балансе которого находится указанный участок сети.

34. Оплата за пользование лифтом взимается со всех проживающих в доме, кроме жильцов 1, 2-го этажей.

35. Оплата за теплоснабжение может производиться по соглашению услугодателя с потребителем равномерно в течение года либо в период предоставления данного вида услуг и определяется договором.

36. Все спорные вопросы между услугодателем и потребителем, связанные с задолженностью, решаются в судебном порядке.

37. Выявление численности потребителей осуществляет соответствующая контроллерская служба услугодателя либо ЕРЦ, при этом потребитель должен обеспечить условия для выявления фактической численности потребителей в жилище.

 

5. Условия для потребителя

 

38. Потребитель имеет право:

1) на получение коммунальных услуг установленного качества, безопасных для его жизни и здоровья, не причиняющих вреда его имуществу;

2) получать информацию о порядке установления цен (тарифов) на коммунальные услуги от соответствующих государственных органов, осуществляющих контроль данных показателей;

3) не производить оплату за полученную услугу, если услугодателем, ЕРЦ, оператором в установленном порядке не выставлен счет (ЕПД);

4) требовать от услугодателя возмещения в полном объеме убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью либо имуществу вследствие недостатков в предоставлении коммунальных услуг, а также возмещения морального вреда;

5) не производить оплату услуг за время перерывов, сверх установленных договором;

6) выставить претензию энергоснабжающей организации и не оплачивать услуги за период времени (сверх установленного в договоре), в течение которого они не соответствовали установленным нормам и стандартам (требованиям нормативно-технической документации);

7) использовать энергию в необходимом ему количестве при условии своевременной оплаты;

8) расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.

39. Потребителю необходимо:

1) заключить индивидуальный договор с услугодателем;

2) соблюдать требования техники безопасности при пользовании услугами;

3) обеспечивать доступ представителей услугодателя или специализированных предприятий, имеющих право работы с установками электро-, тепло- и водоснабжения, канализации для устранения аварий, осмотра приборов учета и контроля;

4) своевременно, в установленные сроки оплачивать предоставленные услуги и энергию в бумажном или электронном виде;

5) при выезде из квартиры или индивидуального дома произвести расчет за использованные услуги по день выезда;

6) обеспечить для представителя услугодателя или ЕРЦ необходимый доступ и условия для снятия показаний и выявления численности потребителей.

40. Потребитель не имеет право:

1) переоборудовать внутриквартирные сети, инженерное оборудование и устройства без согласования с услугодателем;

2) устанавливать, подключать и использовать без согласования с услугодателем электробытовые приборы и машины мощностью, превышающей технические возможности внутридомовой сети, трехфазные токоприемники, дополнительные секции приборов отопления, регулирующую и запорную арматуру, а также подключать и использовать бытовые приборы и оборудование, не отвечающие требованиям безопасной эксплуатации и санитарно-гигиеническим нормативам;

3) нарушать имеющиеся схемы учета энергии;

4) использовать теплоноситель в системах отопления не по прямому назначению (слив воды из системы и приборов отопления).

 

 

6. Условия для услугодателя

 

41. Услугодатель имеет право:

1) своевременно и в полном объеме получать оплату за предоставленные коммунальные услуги и энергию;

2) осуществлять контроль потребления и оплаты энергии;

3) в одностороннем порядке приостановить исполнение договора в связи с неоплатой потребителем использованной им энергии при условии предупреждения потребителя в сроки, установленные договором;

4) при условии предварительной оплаты потребителем услуг производить скидку с действующих тарифов, утвержденную в установленном порядке.

42. Услугодателю необходимо:

1) информировать потребителя о тарифах на услуги, условиях оплаты, режиме предоставления услуг, их потребительских свойствах, наличии сертификата (в отношении услуг, подлежащих сертификации);

2) заключить с потребителем индивидуальный договор на предоставление услуги;

3) предоставлять потребителю энергию и услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативно-технической документации;

4) вести учет и контроль качества и количества поставляемой энергии, принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества предоставляемых коммунальных услуг потребителю в установленные договором сроки;

5) в течение трех дней со дня подачи заявления потребителем о снижении качества услуги принять все меры по восстановлению качества и выполнить перерасчет;

6) не позднее, чем за 10 дней информировать потребителей об изменении качества услуг и размера оплаты за них;

7) предъявлять потребителю ежемесячно счет на оплату поставленных услуг и энергии;

8) предоставлять ежемесячно оператору и в ЕРЦ информацию для начислений оплаты поставленных коммунальных услуг потребителям для формирования ЕПД согласно договору с услугодателем.

43. Услугодатель не имеет право:

1) отказывать в предоставлении услуги или ограничивать потребителя в получении услуги по причинам невыполнения требований другими потребителями;

2) взимать с потребителя дополнительную плату за энергию, отпущенную с повышенными параметрами;

3) требовать от потребителя ежемесячной оплаты коммунальных услуг без предоставления на них счета.

 

 

7. Деятельность ЕРЦ

44. ЕРЦ формирует единую базу данных о потребителях всех коммунальных услуг, которая содержит сведения о количестве проживающих лиц в квартирах и жилых домах (жилых зданиях), общей площади квартир и жилых помещений, степени их благоустройства, видах коммунальных услуг, нормах потребления услуг, если такие установлены, объемах потребленных коммунальных услуг, начисленных суммах, произведенных оплатах, заявлениях потребителей и ответах на них, произведенных перерасчетах и их оснований, данные о приборах учета и их показаниях, о наличии заключенного договора на предоставление коммунальных услуг, сведения о наличии технических условий и разрешений, сведения о предупреждениях, отключениях, результатах проверок.

45. Право собственности на базу данных потребителей принадлежит местному исполнительному органу. Использование третьими лицами (в том числе другими участниками ЕРЦ) базы данных о потребителях коммунальных услуг не допускается.

46. ЕРЦ принимает все необходимые меры по защите базы данных о потребителях коммунальных услуг от несанкционированного доступа в соответствии с Законом.

47. Услугодатели наделяются правом пользования базой данных в пределах, оговоренных договором между ЕРЦ и услугодателем.

48. ЕРЦ во взаимоотношениях с услугодателями и иными лицами действует согласно соответствующим договорам и осуществляет следующие функции:

1) ведение учета потребителей коммунальных услуг, формирование полнофункциональной единой базы данных потребителей;

2) организация процесса заключения договоров с потребителями на предоставление коммунальных услуг;

3) снятие показаний и проверка приборов учета;

4) выявление численности фактически проживающих лиц;

5) выполнение расчетов (перерасчетов) коммунальных платежей за предоставленные коммунальные услуги для предъявления их к оплате потребителям;

6) формирование, печать и доставка потребителям ЕПД;

7) организация сбора платежей за коммунальные услуги через банки второго уровня и иные организации, имеющие соответствующие лицензии;

8) взыскание дебиторской задолженности за поставленные коммунальные услуги от потребителей в досудебном и судебном порядке;

9) принятие приборов учета коммунальных услуг на коммерческий учет;

10) прием заявлений потребителей по вопросам абонентского обслуживания;

11) организация Call-центра;

12) анализ оплаты коммунальных услуг;

13) анализ фактически реализованных объемов предоставленных коммунальных услуг;

14) предоставление отчетности и информации ЕРЦ в местный исполнительный орган;

15) справочно-информационное обеспечение потребителей и услугодателей.

 

 

8. Порядок разрешения разногласий

 

49. Время прекращения предоставления услуг, а также несоответствия их качества требованиям нормативно-технической документации с отметкой о времени (дате, часе) должно быть отмечено в журнале диспетчерской службы услугодателя с последующей отметкой о времени (дате, часе) возобновления услуги с должным (надлежащим) качеством.

50. При неполучении услуги, получении услуги ненадлежащего качества или не в полном объеме потребитель должен известить об этом услугодателя лично (заявкой) или телефонограммой с обязательным указанием времени, даты ее передачи и фамилии лица, передавшего/принявшего заявку. В телефонограмме указывается: время начала ухудшения качества (отсутствия) услуги, характер ухудшения и необходимость присутствия представителя услугодателя (если ухудшение качества услуги или ее прекращение услугодателем в журнале не зафиксировано).

При личном обращении потребителя заявка должна иметь копию, на которой в момент регистрации ее поступления проставляются регистрационный номер, дата и время подачи заявки, роспись принявшего ее представителя услугодателя.

Услугодатель сверяет отметки в журнале об отклонении качества (перерыв) услуги от нормы, указанной в заявке (телефонограмме), и при отсутствии разногласий выполняет перерасчет стоимости услуги в соответствии с ее фактическим потреблением.

51. При отказе услугодателя удостоверить факт непредоставления услуги или предоставления услуги низкого качества потребитель вправе составить письменное заявление, где указывается:

1) время начала отказа в услуге (отключения) или некачественной ее поставки;

2) характер ухудшения качества услуги;

3) время подачи заявки и ее регистрационный номер (по журналу услугодателя);

4) время восстановления услуги (нормализации ее качества);

5) период отсутствия (ухудшения качества) услуги.

Акт подписывается потребителем, уполномоченным членом КСК, обслуживающей организацией либо двумя независимыми свидетелями и направляется услугодателю. В случае неурегулирования спора по согласованию сторон в 10-дневный срок потребитель передает иск в суд.

52. Нарушения, допущенные потребителем при пользовании услугой, оформляются двусторонним актом представителей услугодателя и потребителя в двух экземплярах, один из которых вручается потребителю.

Акт считается действительным и при отказе потребителя от подписи, но при условии оформления его комиссией услугодателя либо органа управления объектом кондоминиума в составе не менее трех человек.

53. На основании акта услугодатель определяет количество недоучтенной энергии и направляет потребителю досудебную претензию с обоснованием суммы доплаты.

В случае неурегулирования спора по согласованию сторон в 10-дневный срок услугодатель передает иск в суд о взыскании с потребителя предъявленной суммы в принудительном порядке и вправе в установленном законодательством Республики Казахстан порядке приостановить исполнение договора.

54. Взыскание дебиторской задолженности за поставленные коммунальные услуги от потребителей в досудебном и судебном порядке могут осуществляться услугодателем самостоятельно либо в соответствии с подпунктом 8) пункта 48 Правил на основании соответствующего договора на оказание услуг через ЕРЦ.

55. При получении ЕРЦ информации о разногласиях по вопросам принадлежности домов, выбора субъекта сервисной деятельности объекта кондоминиума, возникших между услугодателем и третьим лицом (третьими лицами), ЕРЦ вправе приостановить печать счетов до урегулирования спорного вопроса. При этом, одновременно с приостановлением печати счетов исполнитель направляет запрос в Государственное учреждение «Управление жилищной инспекции города Астана» для выдачи заключения касательно принадлежности многоквартирного жилого дома к органу управления объектом кондоминиума, которым руководствуется стороны спора и ЕРЦ в дальнейшем.